Радиопеленгатор Р-359 "Черёмуха-1" |
Радиопеленгатор Р-359 на марше: впереди - аппаратная автомашина, сзади - такелажная автомашина |
|
|
Назначение |
Автомобильный коротковолновый автоматический радиопеленгатор Р-359 предназначается для пеленгования радиостанций в зоне земных и пологих радиоволн — дальняя зона (свыше 300 км) и в зоне крутого падения радиоволн — ближняя зона (50 - 300 км).
Для определения координат пеленгуемой радиостанции необходимо два, а для повышения точности определения — три радиопеленгатора, расположенных на соответствующем удалении (базе) друг от друга.
|
Состав |
В состав радиопеленгатора входят:
- аппаратная автомашина ЗИЛ-157 КГ с кузовом КУНГ-1М, в которой размещены два пульта оператора с приемоиндикаторами
«Пеликан», распределительный щит, три переговорных устройства, стол командира, стол с радиоприемным устройством Р-250М, бензоотопитель с выпрямителем, вентилятор, шкаф с запасным имуществом, на шкафу — радиостанция Р-105Д.
Вертикальные антенны, выносная фидерная линия на двух катушках, блок питания размещаются в аппаратной машине на время транспортировки;
- такелажная автомашина ЗИЛ-157 КГ с брезентовым тентом и тяговой лебедкой, в которой транспортируются два бензоагрегата АБ-2-0/230, рамочные антенны, выносная фидерная линия на двух катушках, катушки со связанным кабелем, катушка с кабелем питания, запасная катушка с выносной фидерной линией, запасное имущество бензоагрегатов и рамочных антенн, комплект сетки заземления для системы вертикальных антенн и палатка.
|
Тактико-технические данные |
Диапазон частот радиопеленгатора плавный, от 1,5 до 25 Мгц (200 - 12 м), перекрывается 8 поддиапазонами приемоиндикатора:
Номера поддиапазонов |
Диапазон частот |
Цена деления точной шкалы |
I | от 1,5 до 2,5 МГц | 2 кГц |
II | от 2,5 до 4,0 МГц | 2 кГц |
III | от 4,0 до 6,0 МГц | 5 кГц |
IV | от 6,0 до 9,0 МГц | 5 кГц |
V | от 9,0 до 12,0 МГц | 5 кГц |
VI | от 12,0 до 16,0 МГц | 10 кГц |
VII | от 16,0 до 20,0 МГц | 10 кГц |
VIII | от 20,0 до 25,0 МГц | 10 кГц |
Диапазон частот от 1,5 до 25 Мгц (200 - 12 м) перекрывается при.работе антенно-фидерной системы с согласованными вертикальными антеннами.
Антенно-фидерная система с разнесенными согласованными рамочными антеннами работает в диапазоне от 1,5 до 8 Мгц (200 - 37,5 м).
Точность пеленгования. Точность радиопеленгатора в значительной степени зависит от местных условий (характер почвы, наличие переизлучателей), а также от условий распространения радиоволн, напряженности поля пеленгуемой радиостанции, уровня внешних помех и расстояния до пеленгуемого объекта.
Срединная ошибка пеленгования отраженных волн не превышает:
- при пеленговании на системе рамочных антенн
8° - на расстоянии 50 - 100 ± 5 км:
6° - на расстоянии 150 ±10 км;
4°- на расстоянии 200±15км;
3°- на расстоянии 250 ±15 км;
- при пеленговании на системах рамочных или вертикальных антенн 2° — на расстоянии 300 - 500 км;
- при пеленговании на системе вертикальных антенн 1°,6 — на расстоянии более 500 км.
Среднеарифметическая инструментальная ошибка радиопеленгатора
с системой вертикальных антенн в диапазоне 1,5- 25 Мгц не превышает 1°,5; с системой рамочных антенн по земной волне в диапазоне 1,5 - 8 Мгц не превышает 3°.
Изменение пеленга на одном посту при переключении антенн, определении стороны и подключении контрольного сигнала на другом не превышает 3°.
Виды пеленгуемых сигналов. Радиопеленгатор обеспечивает визуальное
пеленгование телеграфных и телефонных радиопередач.
Чувствительность. Чувствительность радиопеленгатора обеспечивает пеленгование радиопередатчиков, создающих в месте приема поле напряженностью:
для станции дальней зоны — порядка 2 мкв/м;
для станции ближней зоны для земной волны—порядка 10 мкв/м.
Электропитание. Электропитание радиопеленгатора может осуществляться как от автономных источников питания, так и от сети переменного тока 220 или 127 в. В качестве автономных источников питания применены унифицированные бензоагрегаты АБ-2-0/230 (в количестве 2 шт.), что обеспечивает круглосуточную работу радиопеленгатора.
Потребляемая мощность при всех включенных блоках, а также бензоотопителе, вентиляторе и освещении составляет не более 1300 ва.
Время развертывания и свертывания. Радиопеленгатор обслуживается командой из 10 человек.
Время, затрачиваемое на развертывание и свертывание радиопеленгатора, около 3 часов на операцию.
Время выноса из аппаратной машины и развертывание аппаратуры в инженерном укрытии 20 - 30 мин.
Габариты и вес оборудования позволяют проносить его через проемы инженерных укрытий.
|
Условия эксплуатации |
Радиопеленгатор Р-359 работает в стационарных условиях. Аппаратура размещена в аппаратной машине, которая вынесена за пределы АФС на расстояние порядка 150 м. Это дает возможность использовать аппаратуру и в инженерном укрытии.
Для пеленгования используются две антенно-фидерные системы: система вертикальных антенн для пеленгования радиостанций дальней зоны; система сложных рамочных антенн для пеленгования радиостанций ближней зоны.
Система вертикальных антенн состоит из 8 штыревых антенн, соединенных в U-образную систему. Антенны устанавливаются по окружности диаметром 7,4 м.
Система рамочных антенн представляет собой соединение 4 одиночных антенн, каждая состоит из двух взаимно-перпендикулярных рамок.
Одиночные антенны устанавливаются на окружности диаметром 18 м.
Минимальное расстояние между антенными системами порядка 200 м, а максимальное 270 - 330 м (максимальное расстояние определяется длинами фидерных линий, равных 150 ± 15 м).
Радиопеленгатор разворачивается на ровной местности с однородной почвой, вдали от береговой линии больших рек, ущелий, лесных массивов, железных дорог, электрических и телеграфных линий.
Место развертывания должно находиться на расстоянии не менее 15 -20 км от крупных промышленных пунктов и городов.
Автономная станция питания, в состав которой входят два бензоагрегата АБ-2-0/230 и блок питания, развертывается в брезентовой палатке на расстоянии около 300 м, но не менее 250 м от аппаратной машины. Имеется возможность работы станции питания в такелажной машине.
Радиопеленгатор предназначен для работы в интервале температур ±50°C при относительной влажности воздуха до 98% и атмосферном давлении 750 ± 30 мм рт. ст. Аппаратура обладает прочностью, которая обеспечивает работоспособность приборов после движения машин по любым булыжным, проселочным и другим дорогам со скоростью 20 - 30 км/час.
|
Блок-схема радиопеленгатора |
Построение схемы радиопеленгатора основано на известном принципе работы 4-мачтовых радиопеленгаторов с двухканальным приемоиндикатором.
Антенные системы компонуются из двух пеленгационных групп антенн, ориентированных одна вдоль меридиана (С—Ю), вторая в перпендикулярном направлении (3—В). Пеленгационные пары подключаются ко входам идентичных по усилению и фазе каналов приемоиндикатора.
Радиосигналы принимаются двумя антенно-фидерными системами: антенно-фидерной системой с вертикальными согласованными антеннами и антенно-фидерной системой разнесенных согласованных рамочных антенн.
Каждая из антенн систем соединяется с центральным боксом с помощью фидеров.
Весь высокочастотный тракт радиопеленгатора двухканальный. По одному каналу на вход вертикального канала приемоиндика-торного устройства подается напряжение от пеленгационной пары север-юг (антенны I, II, V, VI системы вертикальных антенн и антенны I, III системы рамочных антенн), а по другому на вход горизонтального канала приемо-индикаторного устройства подается напряжение от пеленгационной пары восток-запад (антенны III, IV, VII, VIII системы вертикальных антенн и антенны II, IV системы рамочных антенн).
Напряжения групп антенн из центральных боксов по выносным фидерным линиям подаются на входные устройства радиопеленгатора.
Выносные фидерные линии антенно-фидерных систем подключены к распределительным коробкам, где напряжения от АФС вертикальных антенн разветвляются на два пеленгаторных поста, а напряжения от АФС рамочных антенн подаются на один из постов. Предусмотрена возможность переключения системы рамочных антенн к любому из постов при помощи высокочастотных реле.
Оба пеленгаторных поста идентичны по своему выполнению.
Напряжение от пеленгационных пар подключенной АФС с распределительных
коробок поступает на высокочастотные трансформаторы разностного и суммарного напряжений в блоке коммутации.
В режиме пеленгования разностные напряжения поступают на входы усилителей бегущей волны вертикального и горизонтального каналов. В режиме определения стороны на один из усилителей бегущей волны УБВ (в горизонтальном или вертикальном канале) вместо разностного напряжения подается суммарное, от соответствующей пеленгационной
пары АФС, подключенной к посту.
УБВ являются разделительными устройствами, обеспечивающими
согласование входов приемоиндикаторов с антенно-фидерным
трактом без снижения чувствительности и точности.
Они устраняют влияние одного поста на другой при коммутациях и развязывают посты от взаимных помех.
Выходы УБВ подключены ко входам вертикального и горизонтального каналов приемо-индикаторного устройства соответственно.
Электропитание аппаратуры осуществляется через распределительный
щит питания, находящийся в аппаратной автомашине Распределительный щит посредством кабеля питания соединен с выносным блоком питания силовой станции, к которому подключены выходы генераторов бензоагрегатов или сеть переменного тока.
|
Принцип работы радиопеленгатора |
Принцип действия и свойства антенно-фидерных систем. Пеленгование
радиостанций основано на использовании направленных свойств специальных антенных систем радиопеленгатора.
В радиопеленгаторе Р-359 применяются две антенно-фидерные системы: система вертикальных антенн и система рамочных антенн.
Система вертикальных антенн представляет собой U-образную систему, состоящую из восьми несимметричных вибраторов, образующих четыре группы по два вибратора: северную — I, II; восточную — III, IV; южную — V, VI; западную—VII, VIII.
Схема антенно-фидерной системы вертикальных антенн. (29 КБ).
Две противоположные группы антенн в центральном боксе объединяются в пеленгационные пары С—Ю и 3—В, имеющие диаграммы направленности восьмерки.
Диаграммы направленности вертикальных антенн |
Каждый из вибраторов представляет собой широкополосную антенну, сохраняющую постоянство выходного сопротивления почти во всем рабочем диапазоне частот радиопеленгатора. Это дает достаточно высокую эффективность системы и дает возможность получить согласование во всех элементах антенно-фи-дерного тракта, обеспечивая тем самым вынос пеленгаторных постов за пределы антенной системы.
Выбранные углы установки антенн системы дают возможность перекрыть рабочий диапазон частот пеленгатора одним антенным разносом, сохраняя при этом малый уровень инструментальных ошибок (ошибок разноса).
Как известно, свойства несимметричного вибратора зависят от проводимости почвы, на которой вибратор установлен.
Сетка заземления или противовес выполняют в несимметричной антенне роль так называемого обратного провода для замыкания
антенного тока (прямым проводом является сама антенна).
U-образная антенная система выполнена с двумя типами системы заземления: с малыми противовесами под каждой из антенн и общей для всей системы сеткой заземления.
При почве с высокой проводимостью потери энергии в земле, а следовательно, и ее влияние минимальны и несимметричные вибраторы могут работать с малыми противовесами. При почве с низкой проводимостью возрастают потери энергии в земле и требуется применение искусственного заземления или сетки.
Почва с малой проводимостью может обладать неоднородностью параметров даже на сравнительно малых расстояниях. Это может привести к асимметрии антенн в системе и к появлению значительных инструментальных ошибок. Одновременно на почве с малой проводимостью возрастает паразитный прием на горизонтальные элементы
АФС (на экраны фидеров), что приводит к резкому снижению поляризационной защищенности и появлению ошибок при пеленговании отраженных от ионосферы радиоволн. Поэтому на почвах с малой проводимостью U-образная антенная система для сохранения своих параметров должна быть использована с сеткой заземления.
Сетка представляет собой экран, препятствующий проникновению токов вглубь земли. Кроме того, наличие сетки увеличивает затухание в горизонтальных проводах и тем самым уменьшает паразитный прием на фидеры.
U-система на любых почвах при наличии сетки заземления обладает достаточно высокой поляризационной защищенностью, что позволяет вести уверенное пеленгование пологопадающих радиоволн на дальних дистанциях (свыше 300 км).
При пеленговании на близких дистанциях (50 - 300 км) отраженные от ионосферы радиоволны приходят к радиопеленгатору под более крутыми углами. В зависимости от высоты отражающего слоя и расстояния до пеленгуемого объекта углы падения радиоволн на близких расстояниях могут меняться от 70 - 80° до 40 - 30°. При этом структура электромагнитного поля радиоволны изменяется: возрастает горизонтальная составляющая и уменьшается вертикальная составляющая поля. Система вертикальных антенн в этом случае ухудшает свои пеленгационные качества, так как падает полезный прием и возрастает прием паразитный на горизонтальные элементы АФС.
Для пеленгования крутопадающих радиоволн в радиопеленгаторе используется антенно-фидерная система рамочных антенн.
Схема антенно-фидерной системы разнесенных рамок. (26 КБ).Рамочная антенная система состоит из четырех антенн, каждая из которых составлена из двух взаимно-перпендикулярных рамок. Рамка представляет собой апериодическую широкополосную антенну, обеспечивающую согласование с фидерной линией во всем диапазоне частот. Одиночная рамка — одновитковая с верхним питанием (съем э. д. с. осуществлен высокочастотным кабелем с верхних зажимов рамки). Такое подключение кабеля питания обеспечивает полную симметрию антенны и исключает паразитный прием на экраны антенных фидеров.
В одиночной рамке наводятся э. д. с. как от вертикально-поляризованных, так и от горизонтально-поляризованных электромагнитных волн, для которых рамка равноэффективна. Диаграмма ее направленности в вертикальной плоскости для волн обеих поляризаций имеет форму, близкую к окружности, что дает возможность использования пары рамок для пеленгования крутопадающих радиоволн.
Как известно, диаграмма направленности рамочной антенны и горизонтальной плоскости имеет вид восьмерки. Для вертикально-поляризованного поля максимумы диаграммы направленности совпадают с плоскостью рамки, а для горизонтально-поляризованного поля с плоскостью рамки совпадают минимумы диаграммы
направленности. Для получения ненаправленного приема в горизонтальной плоскости используются две взаимно-перпендикулярные
рамки.
Объединение рамок осуществлено с помощью двух фазосдвигающих
фильтров, обеспечивающих сдвиг по фазе на 90° между напряжениями рамок. При таком методе сложения суммарная диаграмма направленности в горизонтальной плоскости от двух взаимно-перпендикулярных рамок имеет вид окружности.
Две одиночные рамочные антенны объединяются в центральном боксе в пары С—Ю и З—В, которые в горизонтальной плоскости имеют диаграмму восьмерки.
Диаграммы направленности рамочных антенн |
Принцип объединения антенн в пеленгационные пары для обеих антенно-фидерных систем одинаков. Объединение антенн производится при помощи трансформаторной схемы, согласующей сопротивления групп антенн с сопротивлением выносной фидерной линии. Такая схема позволяет на суммо-разностных трансформаторах выделять раздельно разностное и суммарное напряжение групп антенн.
Амплитуды разностных напряжений противоположных антенн, выделенных на трансформаторах разности, зависят от угла пеленга.
Напряжения пар С—Ю и З—В по двум самостоятельным идентичным каналам подводятся к горизонтальным и вертикальным пластинам электронно-лучевой трубки приемоиндикатора След электронного луча описывает прямую, наклон которой к вертикальной линии равен углу пеленга.
Принцип определения стороны пеленга. Для устранения двузначности отсчета пеленга, присущей двухканальным приемоиндикаторам, в радиопеленгаторе предусмотрена возможность определения стороны пеленга. При этом используется одна и та же схема как для системы вертикальных антенн, так и для, системы рамочных антенн.
Схема определения стороны пеленга по вертикальному каналу (упрощенная, без переключателя). (20 КБ).
Как сказано выше, согласование сопротивлений антенн, входящих в пеленгационные пары, с волновым сопротивлением выносных фидерных линий осуществляется с помощью трансформаторов однотактного согласования. Нагрузкой выносных фидерных линий каждой пеленгационной пары являются суммо-разностные трансформаторы блока коммутации, на вторичных обмотках которых выделяются разностное и суммарное напряжения соответствующей пеленгационной пары.
Ток i1 (или ток i3 в другом канале) от одной из групп антенн пеленгационной пары протекает по половине первичной обмотки трансформатора разности и через первичные обмотки трансформаторов суммы вертикального и горизонтального каналов.
Ток i3 (или ток i4 в другом канале) от другой группы антенн этой же пеленгационной пары протекает по второй половине первичной обмотки трансформаторов разности и через первичные обмотки тех же трансформаторов суммы.
Токи i1 (i3) и i2 (i4) в первичной обмотке трансформатора разности протекают навстречу, поэтому в его вторичной обмотке индуктируется напряжение разности. Эти же токи, протекая по первичным обмоткам трансформаторов суммы в одном направлении, складываются и создают на вторичных обмотках трансформаторов напряжение, пропорциональное их сумме. Такое сложение четырех токов обеспечивает качественное определение стороны пеленга.
При определении стороны по вертикальному каналу разностное напряжение подается на вертикальный канал приемоиндикатора, выход которого подключен к вертикальным отклоняющим пластинам электронно-лучевой трубки. Напряжение суммы подается на горизонтальный канал приемоиндикатора, выход которого в момент определения стороны отключается от горизонтальных пластин и подключается к модулирующему электроду электронно-лучевой трубки. Одновременно с этим в горизонтальном канале приемоиндикатора включается фазовращательная цепочка RC, устраняющая сдвиг фаз 90° между суммарным и разностным напряжениями, возникающий в суммо-разностном узле блока коммутации (У6).
На экране электронного индикатора засвечивается часть вертикальной
линии, указывающая полупространство, с которого приходит сигнал пеленгуемой радиостанции.
Для обеспечения согласования в момент определения стороны вторичная обмотка трансформатора разности горизонтального канала и вторичная обмотка трансформатора суммы вертикального канала подключаются к эквивалентной нагрузке.
Определение стороны по горизонтальному каналу осуществляется
по такому же принципу. Напряжение суммы в этом случае подается на управляющий электрод через вертикальный канал, а поворот фазы на 90° осуществляется по-прежнему в горизонтальном канале.
Режимы пеленгования.
В радиопеленгаторе Р-359 осуществлены два режима пеленгования: однократный и двухкратный.
В первом режиме используется рамочная антенная система, которая может по выбору оператора подключаться к одному из пеленгаторных постов. При этом ко второму посту подключена система вертикальных антенн. Возможна работа одного из пеленгаторных
постов с рамочной антенной системой или с системой вертикальных антенн при выключенном втором посте.
В двухкратном режиме используется система вертикальных антенн. Пеленгование в этом случае может производиться одновременно на двух иеленгаторных постах.
Двухкратное использование АФС обеспечивается за счет:
применения широкополосных развязывающих усилителей (усилителей бегущей волны), включенных перед входами приемоиндикаторов;
применения широкополосных антенн, согласованных с фидерными линиями;
согласования входных устройств каждого пеленгаторного поста с фидерными линиями;
сохранения режима согласования антенно-фидерных трактов независимо от того, какая из АФС подключена к пеленгаторным постам, путем подключения эквивалентных нагрузок к фидерным линиям, отключенным от входов приемоиндикатора.
|
Антенно-фидерная система вертикальных антенн |
Центральный бокс системы вертикальных антенн (крышка снята) |
1 - верхнее звено; 2 - среднее звено; 3 - нижнее звено; 4 -центральный бокс с фидерами; 5 - установочные колья (16 штук); 6 - луч зонта
|
1 - подстроечный конденсатор; 2 - трансформатор однотактного солласования; 3 - симметрирующий трансформатор; 4 - фиксатор крышки
|
Антенная коробка нижнего звена вертикальной антенны |
Центральный бокс системы вертикальных антенн |
Схема расположения сетки заземления |
1 - луч противовеса (16 лучей); 2 - вилка нижнего колена мачты; 3 - основание; 4 -полукольцо противовеса; 5 - разносный фидер
|
1 - верхняя коробка Север - Юг; 2 - выносная фидерная линия; 3 - нижняя коробка Запад - Восток; 4 - разносный фидер
|
|
Антенно-фидерная система рамочных антенн (в центре системы центральный бокс) |
|
Рамочная антенна |
Верхний узел рамочной антенны (крышка снята) |
1 - труба верхнего узла; 2 - растяжка периметра; 3 - труба нижнего узла; 4 - установочные растяжки; 5 - основание; 6 - талреп; 7 - растяжка центральная; 8 - кабели питания рамочных антенн
|
1 - согласующее устройство; 2 - изолятор
|
Центральный бокс системы рамочных антенн (верхняя крышка снята) |
Распределительные коробки (вид через люк) |
1 - высокочастотный разъем выносной фидерной линии; 2 - трансформатор однотактного согласования
|
1 - распределительная коробка системы вертикальных антенн; 2 - выносная фидерная линия; 3 - входной высокочастотный кабель пульта оператора; 4 - распределительная коробка системы рамочных антенн |
Пульт оператора (разобран на три составные части) |
1 - блок коммутации (У6); 2 - приемоиндикатор "Пеликан"; 3 - блок питания "Пеликан"; 4 - блок выпрямителя "Пеликан"; 5 - блок питания УБВ (У10); 6 - панель педальных переключателей; 7 - усилитель бегущей волны (У9) горизонтального канала; 8 - усилитель бегущей волны вертикального канала; 9 - микрофон; 10 - блок питания пульта оператора (У1); 11 - фильтр сетевой
|
Пульт оператора (вид спереди) |
Пульт оператора (вид сзади) |
1 - приемоиндикатор "Пеликан"; 2 - педаль включения контрольного сигнала; 3 - педаль определения стороны горизонтального канала; 4 - педаль определения стороны вертикального канала; 5 -педаль переключения антенн; 6 - настольная лампа; 7 - световое табло
|
1 - приемоиндикатор "Пеликан"; 2 - кабель питания приемоиндикатора; 3 - кабель коммутации рода работы; 4 - входные высокочастотные кабели; 5 - кабель питания пульта оператора; 6 - высокочастотный кабель контрольного сигнала
|
Станция питания в палатке |
1 - бензоагрегат АБ-2-0/230 №1; 2 - линии питания ; 3 - блок питания; 4 - бензоагрегат АБ-2-0/230 №2 |
Внутренний вид аппаратной автомашины |
Аппаратная автомашина |
1 - приемоиндикатор "Пеликан"; 2 - пульт оператора №2; 3 - пульт оператора №1; 4 - шкаф с ЗИПом; 5 - распределительный щит; 6 - переговорное устройство поста №2; 7 - переговорное устройство поста №1
|
1 - вводный щиток; 2 - люк для укладки верхних звеньев антенны; 3 - люк для подключения выносных фидерных линий; 4 - катушки для выносных фидерных линий
|
Размещение аппаратуры и оборудования при транспортировании радиопеленгатора |
Аппаратная машина. В аппаратной машине радиопеленгатора с кузовом КУНГ-1М размещены: АФС вертикальных антенн, два пульта оператора, распределительные коробки антенных систем, распределительный щит питания, три переговорных устройства, радиоприемник типа Р-250М, радиостанция типа Р-105Д, ящики № 1, 2, 3, 4, 5 с запасным имуществом радиопеленгатора и приемоиндикатора.
Кузов КУНГ-1М, установленный на шасси автомашины ЗИЛ-157 КГ выполнен с необходимыми закладными брусками по чертежу ТЯ4.056.002 Сп.
В средней части левой стенки кузова имеется люк для доступа к распределительным коробкам при подключении фидерных линий. Конструкция люка позволяет закрывать его при подключенных выносных фидерных линиях.
В передней части левой стенки кузова имеется люк для укладки оснований антенн, растяжек и прижимов противовесов.
В задней части левой стенки кузова имеется люк для силового ввода.
На задней стенке кузова с левой стороны имеется люк для укладки верхних звеньев вертикальных антенн.
На передней стенке кузова установлены проходные изоляторы антенных вводов для приемника Р-250М, отверстие антенного ввода для радиостанции Р-105Д, кронштейн под штыревую антенну от радиостанции Р-105Д, кронштейн и штыревая антенна АШ С22-48-00. На этой же стене установлен вентилятор со щитком включения и управления. На щитке имеется кнопка сигнала шоферу.
Кузов имеет двухстворчатую дверь в задней стенке и четыре окна со шторами: два на левой стенке и два на правой.
Для входа в кузов имеется выдвижная лестница, которая в транспортном положении удерживается штырем.
На стенках и двери кузова размещается шанцевый инструмент и огнетушители. Один огнетушитель установлен на кабине шофера, второй — на задней стенке внутри кузова.
На передней стенке кузова снаружи размещена кувалда 3 кг. На левой створке двери внутри кузова устанавливаются пила, топор, киркомотыга, а снаружи — две лопаты и лом.
Под кузовом установлен ящик для укладки кольев и ящик с бензоотопителем.
На крышке кузова крепится запасная антенна системы вертикальных антенн.
Внутри кузова на полу вдоль левой стенки, на расстоянии 400 мм от нее, установлены два пульта оператора: № 1 и № 2. Пульт № 1 установлен на расстоянии 900 мм от передней стенки кузова.
Ножки каркасов пультов входят в гнезда, привернутые к полу кузова, и закрепляются с помощью прижимов и гаек.
Между пультами установлен стол, на котором расположен телефонный аппарат ТА-57.
В столе находится техническая документация и головные телефоны.
На задней стенке каркаса стола крепятся болтами две распределительные коробки. К распределительным коробкам подключаются высокочастотные разъемы кабелей блоков коммутации, размещенных в пультах оператора.
К правой стенке кузова крепится откидная укладка нижних и средних звеньев восьми вертикальных антенн, съемная брезентовая лежанка и откидные кронштейны для нее, питьевой бачок и два раскладных стула.
Укладка средних и нижних звеньев антенн производится через дверь.
В заднем правом углу машины установлен шкаф со вспомогательной аппаратурой и оборудованием, где расположены мегомметр M1101, ампервольтомметр АВО-5М, две артиллерийские буссоли, осветитель (выносная фара), гетеродин, мерное устройство системы вертикальных антенн, выпрямитель для заряда аккумуляторов, переговорное устройство.
У левой стенки кузова установлены две стойки для укладки восьми верхних звеньев вертикальных антенн.
За пультом оператора № 2 на левой стенке кузова крепится распределительный щит питания. На той же стенке, на кронштейнах, за пультами операторов установлены два переговорных устройства и выпрямитель бензоотопителя.
В заднем левом углу у стенки кузова установлена пирамида для хранения оружия.
У передней стенки кузова установлен стол для радиоприемного устройства Р-250М и шкаф для ЗИПа и вспомогательного оборудования.
На шкафу для ЗИПа имеется крепление для радиостанции Р-105Д. В переднем углу на левой стенке кузова крепится выносной блок питания, справа от шкафа - кронштейн для прибора АДК.
На подставке между пультом № 1 и левой стенкой кузова с помощью ремней крепятся две треноги для буссолей.
На задней стенке над дверью установлена кнопка для сигнала шоферу. Здесь же находится тумблер для включения блок-контакта, который установлен у правой створки двери. Блок-контакт выключает два плафона основного освещения при открытой двери.
Под столом пульта № 2 на полу установлен центральный бокс системы вертикальных антенн.
Между пультом № 2 и дверью установлены две катушки выносной фидерной линии на каркасе.
Такелажная машина. Такелажная бортовая машина ЗИЛ-157 КГ с брезентовым тентом предназначена для перевозки системы рамочных антенн, двух бензоагрегатов АБ-2-0/230, силового кабеля на барабане, запасной фидерной линии на барабане, мерного устройства системы рамочных антенн, палатки силовой станции, ЗИПа, для бензоагрегатов и рамочных антенн и другого запасного и вспомогательного оборудования.
На полу платформы машины вдоль правого борта размещены укладки каркаса палатки и опорных плит (пят), над ними — укладка верхних и нижних узлов рамочных антенн.
Вдоль левого борта на полу платформы установлены, два бензоагрегата АБ-2-0/230.
На полу у переднего борта слева установлен рундук с запасным имуществом. Под рундуком размещена запасная фидерная линия на катушке.
На передней стенке платформы укреплен складной стул.
В центре кузова размещены: центральный бокс системы рамочных антенн, барабан с кабелем питания, два барабана с фидерными линиями системы рамочных антенн и барабан с запасной линией. Между бензоагрегатом и рундуком установлены катушки связи.
У заднего борта на полу платформы закреплены основания рамочных антенн и держатель оружия.
Для погрузки бензоагрегатов в левом заднем углу платформы кузова установлен кран-лебедка.
Под платформой с правой стороны установлен ящик для перевозки кольев системы рамочных антенн.
На правом борту снаружи укреплены лопата и кувалда; на левом борту снаружи — лопата, киркомотыга и топор; на переднем борту снаружи — лом. На внутренней стороне заднего борта крепится пила.
Внутри машины на дугах каркаса тента укреплены деревянные планки с намотанными на них узлами сетки: четыре планки по правому борту и одна — по левому.
Под кузовом машины крепятся четыре канистры с бензином (полуторасуточный запас горючего для бензоагрегатов). На левом борту внутри машины и снаружи на кабине с левой стороны размещены два огнетушителя ОУ-2.
На левом борту кузова над бензоагрегатом установлен щиток с кнопкой сигнала шоферу и пакетным переключателем освещения машины.
Под тентом на доске, прикрепленной к дугам, установлены два осветительных плафона.
|
Размещение аппаратуры в рабочем положении радиопеленгатора |
Аппаратная машина. При развертывании радиопеленгатора из кузова аппаратной машины выносятся катушки с выносной фидерной линией, центральный бокс, антенные звенья, выносной блок питания, треноги от артбуссолей; вынимаются артбуссоли, мерная лента, гетеродин, растяжки и основания антенн; разгружается ящик под кузовом; расставляются стулья у пультов оператора.
Через люк в левой стенке кузова к распределительным коробкам подключаются высокочастотные разъемы выносных фидерных линий.
К соответствующим разъемам и клеммам на силовом вводе машины подключаются кабели питания и связи.
Такелажная машина. При развертывании радиопеленгатора из такелажной машины выносятся: катушки с фидерными линиями, кабелем связи и кабелем питания; нижние, верхние узлы и основания рамочных антенн; мерное устройство и центральный бокс рамочных антенн. Из ящика под кузовом выгружаются колья.
В случае развертывания автономной станции питания в палатке из машины выгружаются бензоагрегаты.
Инженерное укрытие. Вес, габариты, разборная конструкция и съемное крепление аппаратуры аппаратной машины и автономной станции питания позволяют выносить ее в инженерные укрытия силами команды радиопеленгатора.
Из аппаратной машины в укрытие выносятся: пульты оператора с приемоиндикаторами, стол с распределительными коробками и телефонным аппаратом, щит распределительный, переговорные устройства, радиостанция Р-105Д, радиоприемник Р-250М, запасное и вспомогательное оборудование.
При работе в укрытии силовой кабель питания подключается непосредственно к распределительному щиту. Линия связи подключается к клеммам «ЛИНИЯ» на переговорных устройствах.
Телефонная линия подключается непосредственно к телефонным аппаратам.
|
Порядок работы с пеленгатором. (74 КБ).
Источники информации (документы рассекречены на основании приказа МО СССР №08 от 21.01.1972 (1978 ?)):
1. Радиопеленгатор Р-359. Техническое описание. ИИ1.241.017 ТО. 1968 г.
2. Радиопеленгатор Р-359. Инструкция по эксплуатации. ИИ1.241.017 И. 1972 г.
3. Изделие Р-359. Схемы принципиальные электрические и чертежи общих видов.
04.06.2006, дополнено 19.06.2006
|